Сколько бы в нашей стране за последние годы ни проходило всевозможных PR-форумов, сколько бы “пиарщики” не обсуждали стратегии по продвижению имиджа Казахстана за рубежом и сколько бы денег на это ни тратилось правительством, по-прежнему, по мнению собравшихся, в мире у всех на устах звучит странное казахское имя Борат… Поэтому основным лейтмотивом конференции стало взаимное влияние имиджа государства и репутации бизнеса. Ключевой вопрос, на который отвечали эксперты дискуссионной панели, звучал так: что необходимо сделать Казахстану, чтобы построить конкурентоспособную репутацию, узнаваемость и продвинуть позитивный имидж?
Главный редактор интернет-форума “Центр тяжести” и модератор панельной дискуссии Татьяна Бендзь оживила встречу выдержками из интернет-форума. Накануне встречи с журналистами и “пиарщиками” она предложила пользователям порассуждать в интернет-пространстве о том, какой им видится репутация страны. Реакция оказалась мгновенной: “Репутация — это значит не совершать плохих поступков, а совершать хорошие, чтобы о тебе осталось у других лишь хорошее мнение.
Для государства — это значит решить проблемы с жильем, обеспечить пенсионеров, бюджетников, создать перерабатывающую промышленность… и многое другое. Тогда репутация повысится сама, без всяких конференций (имеется в виду PR-форум. — Прим. авт.)”.
Татьяна Бендзь, пообщавшись на ту же тему со своими знакомыми, живущими за рубежом, выяснила, что Казахстан представляется им как бедная исламская республика или бедная сельскохозяйственная провинция Китая…
Есть и другое мнение. Если передать суть опроса других иностранцев, то Казахстан они охарактеризовали коротко: закрытая страна с понтами и голландской болезнью.
— Хорошие дела говорят сами за себя, — считает Михаил Маслов, старший партнер “Маслов PR” (Россия). — Быть может, звучит по-детски, но суть правильная.
Михаил Ломтадзе, председатель правления АО “Банк Каспийский” считает, что репутация — это когда дела соответствуют данным обещаниям.
Мария Гергова, избранный президент IPRA 2009 (Болгария) поделилась своим мнением по поводу репутации: “Я думаю, что репутация страны важна, особенно в моменты кризиса. Поэтому лучше делать инвестиции в репутацию заранее.
Сама по себе репутация — это ценность доброго имени”.
Куат Домбай, член клуба “PR-шы”, президент ТРК “Шахар”: “Репутация — это имя. Только я бы не стал утверждать, что доброе. Репутация может быть любой. Основные компоненты, из чего складывается репутация — транспарентность, предсказуемость, доверие, публичность”
В процессе дискуссии спикеры пришли к единому выводу, что на создание доброй репутации могут уйти годы, а разрушить ее можно в один момент. Еще одним выводом стало то, что для создания репутации в стране денег вполне достаточно. Проблема в том, что нет технологий и грамотных специалистов, а также верной, долгосрочной стратегии по укреплению имиджа и репутации Казахстана за рубежом.
По мнению спикеров, внешняя политика страны должна отражать внутреннюю, быть единым продолжением, не противоречить курсу, чтобы реальность соответствовала данным обещаниям и ожиданиям.
Комментирует Михаил Маслов: “Репутация складывается годами, а имидж за большие деньги можно “накачать” быстро. Для страны важно и нужно, чтобы не произошло отрыва между имиджем и репутацией.
К примеру, можно рекламировать Россию, как супердержаву по туризму, и говорить об этом сколько угодно, но пока в России не возникнет должной инфраструктуры и не построят гостиниц, она такой не будет, чтобы о ней ни говорили. А у Казахстана и России практически одинаковые проблемы в этом смысле.
Перед поездкой к вам я прочитал статью в одном американском журнале, где Казахстан и Россия были поставлены в один ряд с отсталыми африканскими странами. Хотя правительства наших стран упорно вкладывают деньги в раскрутку имиджа стран на Западе…”
Говорит Юрген Рихтеринг, председатель правления ABN AMRO Банк: “Когда человек въезжает в любую страну, с первым, с кем он встречается — это пограничники и таможенники. Мне бы хотелось, чтобы они оказывали лучший сервис, встречали гостей с улыбкой. важна каждая деталь, когда мы говорим об имидже и репутации”.
В итоге дискуссии участники решили, что нашумевший “Борат” стал прорывом в имидже Казахстана и теперь для перепозиционирования страны нужно не держать паузу, а действовать. Что показал этот урок? Что культурная составляющая может перевернуть сознание мира. Нефтяники знают Казахстан по Кашагану, а остальные массы по “Борату”!
И теперь Казахстану для поддержания положительного имиджа за рубежом необходимо хотя бы одно министерство, которое бы разработало конкретную стратегию о том, как должна выглядеть страна для Запада и Америки через 5-10 лет и какие конкретные шаги нужно предпринять. Так как, к примеру, это было в Малайзии, где власти решили, что страна станет туристической державой и целенаправленно в течение нескольких лет вкладывали деньги в развитие туристической инфраструктуры.
И еще не стоит забывать, что сами люди — это и есть главный ресурс страны, по которому тоже можно строить впечатление о республике, которую они представляют. Поэтому начинать менять имидж страны нужно с себя: хотя бы элементарно перестать плевать, мусорить и выезжать на красный сигнал светофора, вести себя достойно за границей.
Для государства — это значит решить проблемы с жильем, обеспечить пенсионеров, бюджетников, создать перерабатывающую промышленность… и многое другое. Тогда репутация повысится сама, без всяких конференций (имеется в виду PR-форум).