Создание национальных информационных холдингов «Арна-Медиа» и «Нур-Медиа» изменило расстановку приоритетов на отечественном медийном пространстве. Каких позитивных изменений стоит ожидать от усиления роли государства в СМИ? На эту тему дискутировали участники завершившегося вчера в Алматы V Международного PR-форума.
Общее пленарное заседание началось с презентации национального информационного холдинга «Арна-Медиа», созданного по поручению Главы государства в июле прошлого года. Его единственный акционер — Правительство РК. В составе нового образования — крупнейшие республиканские СМИ: газеты «Казахстанская правда» и «Егемен Казахстан», телеканалы «Хабар», «Казахстан», НК «Казинформ» и другие.
Как сообщила руководитель информационно-аналитической группы холдинга Ботагоз Туреханова, его основная задача — повышение конкурентоспособности государственных масс-медиа. Для этого необходимо обеспечить четкий баланс интересов государства и информационного рынка в условиях растущей коммерциализации. Приоритетными направлениями являются повышение качества информационной продукции компаний холдинга, увеличение их доли на отечественном рынке, развитие новых бизнес-проектов. Так, программная политика в части телевещания предусматривает новое позиционирование телеканалов на целевые аудитории с учетом государственных задач.
— Наши медиа-ресурсы — достаточно сильные, известные бренды, которые довольно долго работают и имеют свою аудиторию, — отметила Б. Туреханова, — и уже есть задел для их тематической дифференциации. К примеру, «Хабар» будет развиваться больше как деловой информационный канал, а «Казахстан» — ориентироваться на социальные темы.
Что касается новой рекламной политики, будет создана единая база потенциальных рекламодателей, которые смогут иметь дело сразу со всеми активами холдинга. Пакетное предложение позволит комплексно удовлетворять потребности заказчика.
В числе других задач «Арна-Медиа» — полный переход на цифровой формат телевидения к 2015 году, модернизация официальной информации. Это и жанровое разнообразие, внедрение принципов проблемности и конструктивной критики, качественный рост аналитики.
Работа печатных изданий будет строиться на базе новых бизнес-моделей, технологий и форматов. Это переход на цветную печать и увеличение полосности, внедрение деловых вкладок и улучшение дизайна. Планируется также развитие интернет-версий и приложений к основному печатному продукту, создание полиграфического производства, расширение корреспондентской сети за рубежом.
— Есть расхожее мнение, что официальная информация скучна, однообразна, но как мы видим на примере зарубежных аналогов, ее тоже можно подавать так, чтобы потребителю было интересно слушать, видеть и читать, — подчеркнула Б. Туреханова. — Такая работа уже ведется, в конечном итоге мы добьемся, чтобы государственные СМИ стали еще более популярными. В перспективе «Арна-Медиа» должна стать высокоэффективным холдингом международного класса.
По мнению экспертов, в настоящее время «холдингизация» активов стала востребованным трендом не только в нашей стране, но и в мировой медиа-практике. Объединение государственных медийных активов позволит при сохранении общих объемов производимой продукции устранить дублирующие функции компаний, централизованно производить закуп необходимых услуг, консолидировать СМИ до уровня, необходимого для достижения конкурентных преимуществ.
Участники форума — представители частных деловых журналов и телеканалов, а также специалисты отделов по связям с общественностью выразили в целом позитивное мнение по поводу дальнейшего развития медиа-отрасли, отметив, что в условиях кризиса активизируется новый подход во взаимоотношениях прессы и PR-менеджеров, обостряется конкуренция среди СМИ.
Перед государственными медиа-ресурсами стоит задача по более эффективному вхождению в рыночные условия и реализации государственной информационной политики. Как отметила советник председателя правления фонда «Самрук-Казына» Шолпан Мукашева, журналистика и PR — два самых креативных бизнеса, усилия которых нужно объединить и направить на повышение профессионализма.
Асет Калымов
Казахстанская правда, 22 мая 2009 г.