На смену рекламе приходят соцсети. Итоги XI международного PR-форума.

Из-за геополитических и экономических проблем прошлого года рынок общественных коммуникаций переориентировался на новые инструменты работы. Топ-менеджеры компаний, экономя на продвижении брендов, вышли в социальные сети. И в будущем эта тенденция усилится.

Такой прогноз прозвучал во время XI международного PR-форума «Коммуникации в условиях турбулентности». В этом году в нем приняли участие 137 компаний из корпоративного сектора.

Прошедший год был сложным, сказала во время своего выступления президент клуба PR-шы, организовавшего форум, Асель Караулова. Работать в1_forum условиях геополитических, экономических вызовов, по ее словам, было очень трудно, поэтому одним из главных трендов стало сокращение бюджетов компаний на рекламу. Взамен компании стали использовать собственные коммуникации для продвижения бренда: корпоративные издания, внутренние блоги.

Спикер констатировала всплеск присутствия в соцсетях топ-менеджеров госструктур, нацкомпании и бизнеса, то есть налицо, по ее мнению, тенденция персонификации коммуникаций. «Многие топ-менеджеры сами выходят в сети, Асет Исекешев и Куанышбек Есекеев демонстрируют регулярное присутствие в них», — рассказала Асель Караулова.

2_forumПоявился также спрос на антикризисные коммуникации, причем не только в оффлайне, как это было раньше, но и в Сети, добавила она. Эта тенденция обусловлена чередой форс-мажорных ситуаций в стране, которые затем активно стали обсуждать пользователи интернет-пространства.

Еще одна тенденция, которая существует уже не первый год в Казахстане, — снижение доверия к СМИ — усилилась благодаря украинско-российскому конфликту.

«Потребители видят, что, к сожалению, СМИ превращаются в средства пропаганды. Это отражается в том числе на нашем рынке, поэтому люди ищут альтернативную информацию в Сети, альтернативные источники», — добавила Караулова.

Но соцсети стали востребованы не только для поиска информации, они превратились в место роста коммуникаций гражданских инициатив. В «Фейсбуке» люди создают проекты — как очень маленькие, дворовые, так и крупные. Судя по всему, речь идет о различных движениях, например, против строительства курорта «Кок-Жайляу».

3_forum«Многие пресс-секретари, пиар-менеджеры, сотрудники компаний стали активными пользователями соцсетей, где выражают свою гражданскую и политическую позицию, и понятно, что это не нравится бизнесу. Но во многих компания политика поведения сотрудника в соцсетях не отработана», — констатировала Караулова, добавив, что из-за того, что в корпоративной этике не предусмотрен этот вопрос, в стране были случаи, когда пиарщиков увольняли за активность в интернете.

Продолжением разговора о работе над репутацией отечественных компаний стала презентация рейтинга «Топжарган-2015», который отразил лидеров отраслей казахстанской экономики. Исследованием предпочтений потребителей и составлением рейтинга занимался журнал «Эксклюзив». По словам его редактора Карлыгаш Еженовой, на репутацию не всегда влияют финансовые и производственные показатели.

6_forum«Иногда бывает так, что с финансовой точки зрения у компании все хорошо, но не с репутацией. Количество денег, которое выделяется на рекламу, тоже не всегда влияет на нее», — уверена Еженова.

Она рассказала, что работа над рейтингом началась в конце 2014 года. В марте по итогам голосования 743 человек был сформирован шорт-лист, а после этого авторитетное жюри из отечественных журналистов выбрало на основе списка победителей рейтинга.

«В анкетах мы задавали вопрос о том, как потребители формируют свое мнение о кандидатах. Оказалось, что на основании информации из СМИ, которые по-прежнему играют решающую роль в создании репутации компании», — добавила Еженова.

В число жюри вошли сотрудники редакций казахстанского «Форбса», газет «Время», «Панорама», «Капитал», «Деловая неделя», сайта «Зона.кз» и другие. В шорт-листе оказались компании из нефтегазовой отрасли, промышленности, строительства, финансового сектора, энергетики, транспорта и связи, медицины, образования, сельского хозяйства и международные компании, работающие на в Казахстане.

4_forumПо итогам голосования выяснилось, что самой уважаемой отраслью стала торговля и услуги как одна из самых динамично развивающихся. «Это может быть грустно, но факт остается фактом и отражает структурное развитие нашей экономики», — прокомментировала Карлыгаш Еженова.

На втором месте стоит финансовый рынок, потому как финансовая система по-прежнему имеет большой вес в экономике. На третьей позиции транспорт и связь. «Это авансированная оценка, потому что для Казахстана сейчас серьезно стоит вопрос о необходимости развития собственного геополитического значения», — добавила от себя спикер.

Нефть и газ, несмотря на свое значение для страны, стоят на 4-м месте, и это не в последнюю очередь связано с падением цен на нефть. «В фокус-группах нам сказали, мол, зачем нам переживать за их репутацию, если у них и так все в порядке и уровень добычи нефти не зависит от общественной оценки. Спорное мнение, но имеет право на существование», — объяснила Еженова.

Последнее место заняло сельское хозяйство. «Эта отрасль у нас как падчерица, но идет очень сильный крен в сторону ее развития», — указала спикер.

Лидером рейтинга в промышленности стала «Азия АВТО», которую уважают за устойчивость в кризисное время. «Другой вопрос, каким образом она была обеспечена, но тем не менее это говорит о том, что люди подсознательно поддерживают собственную промышленность», — пояснила редактор журнала.

На финансовом рынке лучшим признан «Народный банк Казахстана», в строительстве — BI Group, в энергетике — КЕГОК, скорее всего, из-за своего выхода на IPO. В транспортной отрасли лидирует «Эйр Астана», в секторе связь лидер — «Кселл». В торговле лидирует «Астана холдинг» с ТРЦ «Мега» и моторной компанией «Астана моторс». Группу компаний похвалили за умение выживать в кризисных ситуациях. В сельском хозяйстве общим признанием пользуется «Продкорпорация», а среди международных компаний «Самсунг электроникс».

Материал опубликован на nakanune.kz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *